Консультации по Skype

Напутствие детского психолога перед началом школьного года

Первое сентября — торжественный и трагичный день в жизни многих семей. Как детский психолог сталкиваюсь с большим количеством запросов касаемых обучения детей в школе — «он ничего не хочет, уроки делает из под палки только, если я подгоняю». Шантаж, манипуляции, угрозы — родитель в отчаянии, ребенок в состоянии постоянного ступора как защитной реакции на бесконечное давление.

Часто детский психолог это единственный человек от которого родитель, слышит, что их главная задача это обеспечить ребенку дома надежный тыл, куда он приходит каждый день и где восстанавливает свои силы после обесточивающего учебного дня. В школе ребенок тратит большое количество энергии не только на усвоение новых знаний и навыков, но и на социальные связи, на отношения, которые он только учится выстраивать. Дом это гавань, где ребенок восстанавливается, получает поддержку, и иногда помощь. Но помощь эта не заключается в обучение за ребенка, в чтении нотаций, в давлении и угрозах. Гораздо важнее родительское послание — «я рядом, в случае чего я могу помочь, но в целом ты справишься сам». Я всегда рекомендую нанять репетитора, в случае серьезных проблем или важных образовательных задач, чем становится учителем для собственного ребенка. Родитель не знает методики преподавания, психологии развития, чтобы грамотно объяснить предмет. Кроме того, в тот момент когда вы становитесь для своего ребенка учителем, он теряет родителя, так как это совсем иная социальная роль, а потеря родителя вызывает у ребенка бессознательное сопротивление, и он начинает активно или пассивно саботировать такое совместное времяпрепровождение. Семье часто трудно не вовлекаться в этот процесс, трудно выдерживать собственную тревогу, беспомощность ребенка, при этом не включаясь активно. Страшно выглядеть плохим родителем, если твой ребенок неважно учится.

Отчасти такая вовлеченность в обучение ребенка дает ощущение собственной важности, демонстрации родительской успешности, социальной занятости. Но в этой игре проигрывают оба — родитель так как будет все больше и больше чувствовать себя беспомощным и некомпетентным и ребенок, который на самом деле, остается очень одиноким в этой гонке вооружений. Да и по сути у ребенка не формируется собственная ответственность, если за каждое домашнее задании отвечает мама. 

К сожалению, сегодня школа активно поддерживает невроз семьи по поводу обучения, с энтузиазмом вручает всю ответственность за усвоение знаний семье и не хочет брать ее на себя. Думаю, это связано с общим кризисом школьного образования в нашей стране — все труднее и труднее сделать обучение увлекательным захватывающим процессом, быть для детей авторитетом, интересной многосторонней личностью. И тогда школа толкает переполненных тревогой родителей в омут стыда и вины… Цепляет за какие-то невидимые крючки и начинается игра «тяни-толкай», которая с годами разрушает детско-родительские отношения.
Такая мощная система как школа берет себе в сговор еще одну очень влиятельную систему — семью, выстоять во всём этом ребенку в одиночестве остается очень сложно. И если дома его потребность в безопасности не удовлетворяется, то вся психическая энергия уходит на то чтобы хоть как-то компенсировать недостаток в ощущении безопасности. И тогда совсем не остается сил для освоении новых знаний и навыков. И давайте не будем забывать, что школа это место где учатся, а значит пробуют и ошибаются и еще раз пробуют, а не доказывают что все уже знают и умеют. Хорошего легкого и интересного учебного года!


13.07.2019 / Детская психология

На фотографии Елена Забурдаева.
Евгения Забурдаева
Магистр факультета клинической и консультативной психологии МГППУ, кафедра детской и семейной психотерапии. Кандидат биологических наук.
от 2500 руб. / час
Записаться на приём
Интересные публикации
Как гуманно завершать отношения
Иллюзии мужчин и иллюзии женщин в паре
Детско-взрослый разговорник
Интервью журналу «Сноб» о семе...
г. Железнодорожный, ул. Маяковского 12
Записаться на приём