Консультации по Skype

Ребенку с мамой должно быть скучно

Сейчас будет крамола. Последние годы наблюдаю как все семейные и детские интернет ресурсы стихийно заполняются материалом о том, как маме можно и нужно развивать малыша – заниматься с ним чтением, логикой, играми-монтессори, логопедическими распевками, оригами и т.п., для детей постарше – организовывать уличные квесты, водить по новейшим интерактивным выставкам, детским мастер-классам. Изобилие идей по домашней педагогике принимает масштабы отдельной образовательной программы. Встречаясь с этим, ответственный родитель не может пройти мимо — «я плохая мать, если я не занимаюсь со своим ребенком», «вот, Маша сколько времени посвящает сыну…». И переполненная энтузиазмом мама, засучив рукава, начинает репостить себе на стену идеи раннего развития ребенка – изучение цветов по бельевым прищепкам, развитие мелкой моторики при помощи бобовых круп, карточки Долмана и чтение с 3 месяцев. Думаю, еще никогда в истории человечества родители не посвящали столько своего личного времени досугу и образованию своих детей.

Конечно, сама идея совместного полезного и интересного времяпровождения с ребенком достойна уважения и всяческой поддержки. Действительно, совместные игры, творчество, чтение сказок очень нужны и маме и ребенку и, вообще всей семье. Я сама как детский психолог крайне рекомендую сближаться с близкими посредством проверенных столетиями приятных совместностей. Но сегодня, как мне кажется, произошел какой-то сильный крен и мир детства полностью затопил мир многих взрослых.

Почему же это неполезно для ребенка? Потому, что в таком случаем мама, сама того не осознавая, начинает заменять ребенку весь остальной мир. Мама всегда придумывает что-то новенькое, интересное, она может предугадать желание ребенка, когда он сам еще не понял, чего он хочет. С ней можно бегать, прыгать, играть в куклы, возиться в крупе, ездить на всякие мероприятия – «мама – мой самый лучший друг». Кроме того, с мамой безопасно, она не отвергнет, не обидит. Зачем мне выходить в этот большой, непредсказуемый мир, если рядом есть такой теплый, родной и неугомонный?

И правда зачем? Можно всегда оставаться рядом с мамой. Но так вашему ребенку будет очень сложно повзрослеть, я имею ввиду не интеллектуальное и физическое развитие, а именно психологическое взросление. Примерно с полутора лет в норме у ребенка начинается, как говорят детские психологи – «роман с миром» — мир его влечет и эта притягательность мира является важным фактором социального развития ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка очень интенсивно идет формирование огромного количества социальных навыков – умения проявить себя, защитить в случае опасности, умение отступить там, где это нужно, и настоять, где есть смысл, умение найти свое место и выжить в группе других. Эти навыки представляют собой сложный комплекс, формирование которого особо интенсивно происходит у дошкольника. Так вот, заменяя собой весь мир, родитель может неосознано лишить ребенка возможности развития этих компетенций. Такие дети очень тяжело адаптируются к детскому саду, а потом к школе, не умеют налаживать контакт ни с учителями, ни со сверстниками, часто оказываются отвергнутыми группой, так как не обладают необходимыми социальными умениями, чтобы в ней существовать. Они конечно имеют свои способы для выживания в группе, но зачастую способы эти импульсивны и инфантильны – замкнутость, агрессивность, отказ от участия в совместной деятельности со сверстниками, чрезмерная привязанность к педагогу или к лидеру группы. Ведь широкий арсенал социальных навыков формируется с раннего возраста, только в группе и в течении нескольких лет, а они были этого лишены.

Итак, два тревожных колокольчика, сигнализирующих о том, что родители перестарались:

1. Ребенок не тянется к группе детей или тянется, но в ней он испытывает серьезные трудности;

2. Ему скучно играть одному, он постоянно цепляется за вас.

Если эти симптомы про вашего ребенка, то самое полезное принять некую ответственность на себя и спросить – зачем я это делаю? И пойти несколько глубже ответа – «я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, развит и готов к школе». Глубже, это значит – «зачем это нужно именно мне?». Вот вам в помощь список вопросов, попробуйте ответить на них себе максимально честно. Итак:

1. Зачем это нужно именно мне? «Мне» — это не маме трехлетнего Коли, а мне – взрослой …цатилетней женщине

2. Какую свою потребность я в этом удовлетворяю?

3. Кто, если не ребенок, может удовлетворить эту потребность?

4. Что будет со мной, если я не буду заниматься развитием и развлечением своего ребенка столько времени?

5. Чем тогда займусь я?

Какая потребность взрослого человека может быть спрятана в эту домашнюю образовательно-развлекательную деятельность? Потребность быть нужной, занять себя, заполнить свое время и мысли, чтобы не встречаться с какими-то неприятными переживаниями. Потребность спрятаться за ребенка, чтобы не выходить в большой мир, где нужно сталкиваться с другими людьми, проявлять себя, испытывать не всегда приятные чувства от контакта с этим миром, налаживать отношения со своим существующим или потенциальным партнером.

А ведь для психологического развития ребенку очень полезно видеть как родителя увлекает этот мир, какая у мамы (папы) интересная жизнь, что мир большей частью безопасен, если соблюдать его правила, что иногда в нем не просто, но мир стоит того, чтобы встречаться и справляться с этими ограничениями. Мой мир – это не только мама и папа, он такой разный — пугающий и волнующий, в нем все немного по-другому и у него есть свои законы. Ребенок наблюдает как вы строите отношения с этим миром (в том числе со свои партнером) и учиться у вас принимать на себя роль не только матери или отца, но и подруги, возлюбленной.

Кроме того, как только вы предоставите ребенка самому себе, как только оставите его скучать без чувства вины, он начнет искать другие способы удовлетворения своих потребностей, и источник этого удовлетворения будет находиться теперь не всегда «вместе с мамой». Вспомните наших родителей, у которых не было времени развлекать и развивать нас, и мы сами придумывали как устроить себе нескучную жизнь. Ребенок учится развлекать себя самостоятельно, творчески преобразуя, исследуя мир, и этот навык останется с ним на всю жизнь. Умение быть одному и при этом чувствовать себя полноценно – очень важное качество для взрослой жизни, это поможет ему в будущем не цепляться за неудовлетворяющие отношения любой ценой, лишь бы не быть одному.

Важно, что оставив ребенка самому себе и начав жить своей жизнью, вы снимете с ребенка непосильную нагрузку для его психики – быть единственным смыслом жизни для своего родителя, такое послание травмирует ребенка (этой теме можно посвятить отдельную статью).

Таким образом, рекомендация от детского психолога – делегируйте образование специалистам и очаровывайте детей своей интересной жизнью и полными отношениями.

P.S. Да, я знаю как это трудно и страшно. Но мы взрослые, мы справимся без помощи детей).

10.07.2019 / Детская психология

На фотографии Елена Забурдаева.
Евгения Забурдаева
Магистр факультета клинической и консультативной психологии МГППУ, кафедра детской и семейной психотерапии. Кандидат биологических наук.
от 2500 руб. / час
Записаться на приём
Интересные публикации
Как гуманно завершать отношения
Иллюзии мужчин и иллюзии женщин в паре
Интервью журналу «Сноб» о семе...
Напутствие детского психолога перед нача...
г. Железнодорожный, ул. Маяковского 12
Записаться на приём